
Насколько важно человеку не вмешиваться в естественный природный процесс
Наши представления о том, каким должен быть лес, колеблются между романтическими дебрями с замшелым буреломом и парком с ухоженными лужайками. Однако на практике, когда дело касается уборки валежника или сухостоя в наших лесах, зачастую верх берет принцип так называемого наведения порядка. При этом мы забываем о том, что природа и дачный участок – не одно и то же.
Мнение о том, что сухостой и валежник служат рассадником насекомых, которых относят к категории вредителей, на самом деле сильно преувеличено: их появление в угрожающей лесу численности возможно лишь при массовом повреждении или ослаблении деревьев. Оставляя в лесу естественное количество мертвой древесины, мы помогаем поддерживать его устойчивость к вредителям и фитопатогенным дереворазрушающим грибам. Стоит учитывать, что любое дерево в течение жизни поглощает из почвы микро- и макроэлементы, которые должны туда же вернуться. Если мы удаляем из леса валежник и сухостой, не давая ему превратиться в гумус (именно это и происходит с мертвой древесиной на последней стадии разложения), то тем самым снижаем плодородие почвы.
В здоровой экосистеме, которая развивается без вмешательства человека, мертвая древесина составляет 10–15% от объема растущего леса. По-видимому, это и есть те показатели, к которым нам следует стремиться. Они важны прежде всего для сохранения биологического разнообразия. Мертвая древесина на самом деле полна жизни. Каждое погибшее дерево превращается в среду обитания для десятков видов грибов, растений и животных. Упавшие на землю стволы, сучья, ветви деревьев, сухие и гниющие, обеспечивают кормом и жилищем десятки видов птиц и животных. Чтобы все это разнообразие могло существовать, в лесу должны быть древесные остатки различных стадий разложения и крупности. Иначе его уже нельзя будет назвать лесом.
Но вот чего точно не должно быть в лесу, так это мусора. Работники лесной охраны еженедельно проводят рейдовые мероприятия, касающихся выявлению случаев нарушения законодательства. Ответственность за загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности предусмотрена ст.16.22 КоАП.
Александр СТРИЖ,
начальник отдела охраны леса
Ивацевичского опытного лесхоза